(+375 17) 288-60-93 (факс)
220123, г. Минск, ул. В. Хоружей, 13/61
smp@arcp.by

Обновление Коложи: на очереди — консервация каменной части

В конце 2018 года после капитального ремонта открывается один из знаковых архитектурных объектов Беларуси. «РСГ» узнала,  что ждет дальше этот памятник архитектуры.  

Результаты трех этапов капитального ремонта деревянной части храма, претендующего на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, обсудили в Гродно на очередной, уже 3-й по счету Международной научно-практической конференции «Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь (XII в.): поиск путей сохранения». В форуме приняли участие эксперты из Беларуси, России, Польши, Украины и Литвы.

В ходе конференции было особо отмечено: конструктивная, твердая, последовательная роль Министерства культуры  с опорой на международный экспертный консилиум позволила белорусским коллегам избежать соблазна «реконструкции первоначального облика» храма XII века, достройки его части, обрушившейся в XIX столетии.

Не навредить

Вот, к примеру, мнение участницы конференции с российской стороны, архитектора-реставратора Лидии ШИТОВОЙ:

Реставрация еще не закончена, но я должна отметить чрезвычайно грамотный, взвешенный подход к ее проведению. Все делается не спеша, продуманно, с опорой на квалифицированные экспертные силы. Собираются конференции с участием ведущих специалистов из нескольких стран, чтобы не допустить ошибок, не навредить. Никаких скоропалительных или произвольных решений, никакой самодеятельности. И большая  роль во всем этом — настоятеля Коложской церкви отца Александра БОЛОННИКОВА.

Напомню, что основные усилия были направлены на деревянную часть храма, возведенную в XIX в. после обрушения, — поясняет научный руководитель и главный архитектор проекта УП «Институт «Гродногражданпроект» Елена СЧАСНАЯ. —  Три деревянные стены были выровнены по горизонтали и вертикали. Заменены потолок, пол в алтарной части, а  также деревянная  обшивка фасадов. Выполнен новый балкон для певчих с аналоем, изготовлена необходимая мебель. Отремонтирована деревянная галерея, возведенная в 80-х годах прошлого века во время реставрации храма под руководством Валерия СЛЮНЧЕНКО.

Уже сейчас,  в XXI веке, использовали в качестве основных материалов долговечный дуб и термомодифицированную сосну. Выбор дерева как основного материала был не случаен. Это традиционный для нашей местности, в то же время обратимый материал. Позволяет подчеркнуть подчиненность всех новых включений в облике храма XII в.

Так как при замене пола в алтаре был изготовлен новый престол, то древний Коложский храм будет заново освящён после завершения ремонтных работ, — говорит Елена Вячеславовна. — Конечно, высокое качество реализации всех проектных решений достигнуто благодаря профессионализму подрядчика — ОАО «Гродножилстрой» и  специалистам подразделения ДОП (деревообрабатывающего предприятия) Андрею ТАРАСУ,  Владимиру ЧИРИЧУ, Леониду БОРИСИКУ, Олегу КОРОЛЮ. 

Как вспоминает сейчас главный архитектор проекта, первоначальная концепция ремонта деревянных стен с сохранением материала была «очень зыбкой» — из-за слабой изученности состояния каркаса и необходимости его датировки, поскольку невозможно было полностью вскрыть стены действующего храма. Поэтому неудивительно, что у данной идеи нашлось немало противников. Но проведенные в 2015-2016 гг. по инициативе прихода  Свято-Борисо-Глебской Коложской церкви две международные конференции позволили найти поддержку у авторитетных отечественных и иностранных специалистов: Натальи ДУШКИНОЙ, Светланы КРАЮШКИНОЙ, Ирины БАЛУНЕНКО, Ирины ВОИНОВОЙ, Владимира СЧАСТНОГО, Михаила МИЛЬЧИКА, Ежи УСТИНОВИЧА.

В поисках компромисса

Елена Счасная признает: реализованная идея с повторением сохранившихся кирпичных пилястр на деревянном объеме была компромиссной и вызывала сомнения. Эксперты Ежи Устинович, Михаил Мильчик, Ирина Воинова и Наталья Душкина высказывали предложения о возможности небуквального повторения кирпичных пилястр в дереве. То есть можно было ограничиться лишь одним уровнем в виде лопаток. С главным архитектором института Александром ЗАХАРЧУКОМ и главным архитектором подрядной организации Анатолием ПАРХУТОЙ, предложившими данную идею и лично курировавшими проект, долго это обсуждали. Выдержит ли каркас? И не сильно ли эти нововведения скажутся на визуальном облике  и восприятии памятника архитектуры, сложившемся за столетие?

Ведь увеличивалась нагрузка на исторический каркас конца XIX в., который не предполагал дополнительного веса новых декоративных элементов, — пояснила Елена Счасная. — Хотя, безусловно, были проведены необходимые расчеты главным инженером института Максимом СЕЛЕДЦОВЫМ, а конструктором Артемом ВАСИЛЕНКО выполнен проект усиления деревянного каркаса металлическими стяжками и болтами для сохранения несущей способности с устройством нового фундамента.

Среди множества идей…

Участники конференции обсудили, как действовать дальше. В частности, поднимались вопросы консервации каменной части храма и начала мониторинга с определением в дальнейшем оптимального для памятника температурно-влажностного режима. А также подготовки номинационного досье для включения Коложской церкви и других памятников Гродненщины в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Возникшую у многих участников научного форума идею — с экспонированием фрагмента аутентичного каркаса в интерьере — будет сложно реализовать, так как изнутри каркас скрыт за противоконденсатной пленкой и негорючей цементной плитой внутренней обшивки. Хотя в этом и заключается искусство реставрации — выбрать подходящий и возможный для действующего храма способ провести такой "зондаж".

Экспертами были высказаны и предложения о необходимости мониторинга состояния кирпичной кладки основания и каменного фундамента одной из утраченных колонн, открытой для экспонирования с помощью "археологического окна" в полу храма.

Благодаря профессиональным аргументам архитектора-реставратора Ирины Воиновой и опыту археологов Алёны ЧЕРНЕНКО и Евгения ТОРШИНА нам удалось уйти от идеи экспонирования фундаментов кирпичных стен Коложи, сложенных насухо из валунов, — рассказала Елена Счасная. — Так как фундаменты XII в. почти всегда безрастворные, то их раскрытие может привести к неконтролируемым последствиям, как это произошло у наших черниговских коллег.

Но данный раскоп по периметру кирпичных стен обнажил все утраты трехступенчатого цоколя. Потребовалось разработать решение, не предусмотренное проектом изначально. С концепцией обратимой консервации помог руководитель проектов «Памятники архитектуры Беларуси» предприятия «Реммерс-Бел» Владимир МИЦЛЕР.  

— Постоянно ощущался контроль всех проводимых работ со стороны гродненской общественности, неравнодушной к сохранению наследия родного города. Что, на мой взгляд, отнюдь не лишнее, наоборот — полезное дело. Для такого диалога активно использовались возможности соцсетей, — комментирует главный архитектор проекта.

Еще одну идею — вернуть церковной кирпичной ограде 1930-х гг. (авторства Иосифа ИОДКОВСКОГО) изначальный вид с отсутствием штукатурки и с покрытием из керамической черепицы — удалось реализовать только в виде небольшого фрагмента, исходя из сложности и затратности подобных работ.

Выявить характер исторических деталей

Во время проведения внутренних работ выявили исторический рельефный потолок и деревянные балки, скрытые за обшивкой из вагонки конца 1990-х. Балки провисли по центру и были в продольных трещинах, поэтому из-за невозможности в данный период полноценной реставрации ограничились лишь их укреплением и закрыли по контуру деревянными футлярами из доски.

Доски исторического потолка не смогли применить повторно из-за большой степени износа, а вот моя идея воссоздать рельеф из новой доски, к сожалению, не нашла поддержки на данном этапе, — говорит Елена Счасная. — Надеюсь, при полноценной реставрации интерьера удастся выявить характер многих исторических деталей внутреннего пространства храма. Хотя некоторые архитектурные элементы, такие как восточный оштукатуренный фронтон храма (предположительно XVI — XVII вв.), сохранившийся над алтарной частью в уровне чердачного пространства, считаю, показать нужно обязательно.

Существующие паникадила, которые сняли во время ремонта потолка, оказались историческими, возможно — кон. XIX — нач. XX вв. А вовсе не производства "Софрино", как специалисты изначально предполагали. И не "родными" для Коложи: их, по словам настоятеля, передали из кафедрального собора в 1993 году. А теперь уже отремонтировали на гродненском заводе "Белкард"— спрятали проводку, хорошо почистили, выглядят как новые!

Инна ГАРМЕЛЬ, фото Андрея ПУГАЧА и Елены Счасной

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий